16 дек 2018

Зарафшан 80-е годы УзССР -

Иван и Нина Бельш
3:02
9 КОММЕНТАРИЕВ
Иван и Нина Бельш
Иван и Нина Бельш
История Зарафшана в эпизодах+1Народная молва утверждает: «За геологами рождаются города, а геологи уходят дальше в горы и пустыни на поиски новых месторождений».И действительно, в Узбекистане есть яркие примеры рождения «геологических» городов: «угольный» Ангрен, «медный» Алмалык, «урановые» Учкудук и Зафарабад, «золотой» Зарафшан.Эпизод первый - накануне рождения города! В октябре 1962 года я был направлен из Ташкента в посёлок Мурунтау, где в домиках барачного типа располагалась Тамды-Таусская геологоразведочная партия (ГРП) Самаркандской геологоразведочной экспедиции. Начальником ее был назначен Константин Борисович Шулятников (его именем названа сегодня одна из улиц Зарафшана).Наш отряд структурно-литологической партии ревизионно-тематической экспедиции Главного управления геологии Узбекистана расположился на окраине посёлка в палатках, натянутых на деревянные каркасы и утеплённых толем и рубероидом.Отряд имел проектное задание по составлению геологических карт месторождения и всего Мурунтауского рудного поля. (Одна из первых геологических карт, составленная в 1963 году, сегодня является экспонатом музея «Истории освоения пустыни Кызылкум» в городе Зарафшане.)На площади месторождения Мурунтау специалисты ГРП производили разведочное бурение, проходку двух шахт, ряда шурфов и магистральных канав, сопровождаемых опробованием горных пород на золото. Наш отряд автономно составлял геологические карты, производил инструментальную и визуальную (в зависимости от масштаба работ) геологическую съёмку.Готовясь к первой зиме, геологи отряда под руководством начальника партии Николая Ивановича Крылова сооружали врезы в склон горы Мурун и обустраивали в них землянки. Таким образом, наш «стационарный» геологический лагерь получил в народе шутливое название - «Крыловский шанхай».
Иван и Нина Бельш
Иван и Нина Бельш
Южнее посёлка Мурунтау во впадине рельефа, имевшей название Сардаринская котловина, был обустроен аэропорт, куда из Самарканда в Тамды-Таусскую ГРП прибывали люди, доставлялось оборудование и продукты питания. Наша основная база находилась в г.Ташкенте.Местная транспортная артерия, в виде грунтовой дороги, соединяла посёлок Мурунтау с площадью рудного поля и разъездом железнодорожной станции.Вдоль дороги располагались различные геологические подразделения: база 120-й партии Краснохолмской экспедиции, которой руководил В.В.Сикорский, специализированная на поиски уранового оруденения, находилась у колодца Сугралы (район нынешнего поста ГАИ г.Зарафшана); у родника Аулие-Гужумды (ныне «Холодные ключи») располагалась партия П.Н.Подкопаева, бывшая в составе комплексной геолого-съёмочной и поисковой экспедиции (КГСПЭ) Главгеологии, занимавшаяся вопросами региональной геологии; у колодцев Бесапан в глинобитных юртах забавной формы баклажана располагались геофизики из Самарканда.Наш начальник Н.И.Крылов знакомил нас и с более отдалёнными поселениями пустыни. Мы побывали в горах Букантау - в Учкудуке и Кокпатасской ГРЭ «Самаркандгеологии», в горах Ауминзатау - на базе 10-й партии «Краснохолмскгеологии».В 1965 году, после первого подсчёта запасов золота на месторождении Мурунтау, произошли большие перемены: наш отряд вошёл в состав Кызылкумской ГРЭ, преобразованной из Тамды-Таусской ГРП. Многие геологи перешли в подразделения Центрального рудоуправления (Е.Абрамов, В.Чечулин, А.Москаленко), уехали в Россию (Е.Сибиряков, А.Гончаров), перевелись в трест «Самаркандгеология» (В.Гаврилюк, Л.Кубракова, Г.Залётова) и трест «Ташкентгеология» (А.Лузановский).
Иван и Нина Бельш
Иван и Нина Бельш
В правительственных кругах решался вопрос - строить новый город в пустыне или осваивать золоторудное месторождение вахтовым методом из Бухары, Навои и Самарканда. Мы ждали решения о рождении Златогорска в центре пустыни Кызылкум...Этот первый эпизод из моей жизни в пустыне происходил в период с октября 1962-го по июль 1965 года. Но пустыня не отпускала…В составе палеогеографической партии КГСПЭ я занимался поисками горючих сланцев, а затем, в Юго-Западных отрогах Гиссарского хребта, - проблемами бокситов, древних россыпей золота и другими продуктами мезозойских кор выветривания. В Кызылкумах, разбуривая площади, перспективные на металлоносные горючие сланцы, объезжали «режимные» объекты и города Минсредмаша - Учкудук и новорожденный Зарафшан.Следующий памятный эпизод жизни «в моей пустыне» связан с 1969 годом.По просьбе главного геолога Кызылкумской ГРЭ Георгия Васильевича Касавченко руководство новообразованного Министерства геологии Узбекистана направило меня в посёлок Мурунтау для подготовки геологических основ генерального подсчёта запасов золота уже знаменитого одноимённого месторождения Мурунтау.1969 год был знаменательным в жизни геологоразведчиков Мингео, первостроителей, горняков и металлургов Зарафшана. Для освоения новой редкометалльно-золоторудной провинции страны «Москва» выделила существенные ассигнования, уменьшив их в других рудно-промышленных регионах.И вот к нам, в посёлок Мурунтау, прибыли крупные руководители горнорудных предприятий из трестов «Магаданзолото», «Якуталмаз», «Кавказзолото», руководители геологических служб Сибири, Урала. Из города Зарафшана приехал Зараб Петросович Зарапетян вместе с двумя заместителями Министра геологии.
Иван и Нина Бельш
Иван и Нина Бельш
Прибыл и обоз из промышленного Зарафшана с гостинцами и закусками для гостей. Зарапетян произнёс такой тост, что все почувствовали величие этого события. Каждый из гостей, согласно тосту, для знакомства называл своё имя, должность и предприятие, им руководимое… Получилось, что за столом собралась вся огромная страна!З.П.Зарапетян объяснил, что его ждёт в Зарафшане Ефим Павлович Славский - министр Средмаша, а на новом заводе ГМЗ-2 намечен пробный запуск мельницы, дробящей золотую руду.После благополучных процедур проверок все гости попали на новенький завод. Его величие потрясало! Все узлы и детали сооружений цехов завода изготовлены без участия зарубежных кампаний. Была забрызгана раствором мельница, работу которой недавно демонстрировали министру Средмаша Е.П.Славскому. Рядом с мельницей располагались концентрационные столы для получения тяжёлых частиц золота и более лёгких шеелита (одного из основных минералов вольфрамовых руд).Нас провели по всей многокилометровой технологической цепи завода: от 30-метровой шахты приёма руды до цехов получения готовой продукции.Затем мы знакомились с новым городом Зарафшаном. Был готов первый микрорайон, принявший первые 4 тысячи работников предприятия и членов их семей. Потрясал своим изобилием первый гастроном. Первый секретарь парткома г.Зарафшана Аброл Кахарович Кахаров был нашим гидом. Он с гордостью показывал гостям благоустроенную 3-комнатную квартиру одного из новосёлов - экскаваторщика рудника «Мурунтау».Наполненные впечатлениями о новом городе Зарафшане, несущем золото нашей стране, разъезжались гости.
Иван и Нина Бельш
Иван и Нина Бельш
1969 год знаменателен выпуском первого слитка золота, успешным завершением работы ГКЗ по генеральному подсчёту запасов золота «Мурунтау», проходившими в г.Самарканде знаменательными митингами в честь начала работы ГМЗ-2 и поступления большой воды Амударьи в центр пустыни Кызылкум, а также завершением моего отчёта по поиску горючих сланцев в Узбекистане.Третий, самый продолжительный эпизод моего возвращения в пустыню Кызылкум, связан с приглашением в геологический отдел Центрального рудоуправления на постоянную работу с задачами дальнейшего развития геологических исследований палеогеновых горючих сланцев.Они были начаты в 1994 году. По решению дирекции Центрального рудоуправления мне удалось расширить площадь развития пласта горючих сланцев в пределах восточной части Каракатинской котловины на удалении от месторождения Сангрунтау. Параллельно выполнялись работы по обустройству музея «Истории освоения пустыни Кызылкум», был завершен отчёт института САИГИМС Мингео Республики Узбекистан по оценке МПГ (минералы группы платины) на территории Узбекистана, я регулярно принимал участие в работах международного совещания по россыпям и корам выветривания. Были составлены монографии: «Металлоносные горючие сланцы Республики Узбекистан» в 1999 году, «Основы разработки мелкомасштабных золоторудных месторождений Кызылкума» в 2000 году, «Природные и техногенные россыпи Южного и Западного Узбекистана» в 2002 году, ряд публикаций в журналах и газетах, посвященных исследованиям, приумножающим общие достижения Навоийского ГМК.
Иван и Нина Бельш
Иван и Нина Бельш
Этот этап жизни в пустыне Кызылкум пока не окончен. Он продолжается в годы зрелости столицы золота Республики Узбекистан вместе с моими задачами по передаче накопленного опыта молодому поколению - слушателям курсов Учебного центра, студентам общетехнического факультета Зарафшанского филиала Навоийского государственного горного института, учащимся колледжей и старшеклассникам в виде моих лекций, хранящихся в музее «Истории освоения пустыни Кызылкум»…Чувство востребованности радует, когда геологи ГП «Кызылкумгеология» просят меня проконсультировать их по вопросам грядущего освоения месторождения горючих сланцев Сангрунтау, когда редакция газеты НГМК «Горняк» просит поделиться воспоминаниями об истории становления и развития города Зарафшана и прилегающих посёлков геологоразведчиков, в которых практически не осталось первопроходцев пустыни начала 60-х годов XX века, и даже когда горняки, «привязанные» к руднику «Мурунтау», в своё редкое свободное время просят показать им, где на необъятных просторах пустыни Кызылкум находятся известные мне исторические (археологические) места древних выработок на бирюзу или доисторические (палеонтологические) места скоплений окаменевших деревьев знаменитого в Мингбулакской котловине «каменного леса»…Городу Зарафшану исполняется 45 лет - время его зрелости! Я приехал в пустыню всего за 3 года до его рождения. Благодарен судьбе, руководителям Госкомгеологии и Навоийского ГМК за их мудрую приверженность к истории наших истоков, без знания которых, «вслепую», не построить будущего, которое ожидает быть грандиозным. Впереди нашу молодёжь ждут великие дела по созданию подземных рудников, так как промышленные содержания золота зафиксированы на глубинах порядка 4 км.Столицу золота Республики Узбекистан - город Зарафшан - ждёт великое будущее. Впереди годы дальнейшего возмужания и мудрости его жителей - потомков первопроходцев и первостроителей крупнейшего в Евразии рудника добычи золота.Александр ЛУЗАНОВСКИЙ, геолог.Выпуск газеты Горняк №19 от 14.10.2010 г.
Игорь Скрыпник
Игорь Скрыпник
Ой, это-ж дом в VII микрорайоне, где первый этаж под медицину был - с которого этот кадр фотографировался!..
Марина Богданова(Кибкало)
Марина Богданова(Кибкало)
Люблю я этот город.....
Ляля Мясникова (Латыпова)
Ляля Мясникова (Латыпова)
Любимый Город Живи И Процветай !!!!

Раскадровка

Зарафшан 80-е годы УзССР -
Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР - Видео: Зарафшан 80-е годы УзССР -